Тема 5
Воскресенье, 11.12.2016, 07:06
Меню сайта
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2012 » Декабрь » 6 » Тема 5
    14:26
     

    Тема 5

    Тема 5. Деревообрабатывающие станки и работа на них


    Цель изучения темы. Познакомить учащихся с системой индексации и классификацией деревообрабатывающих станков. Вооружить их знаниями о назначении, конструкции и принципах действия деревообрабатывающих станков.
    Вместе с этим учащиеся должны овладеть основами научно-технических знаний о рациональной организации рабочего места, методах и способах безопасной обработки древесины и древесных материалов и технически грамотной эксплуатации деревообрабатывающих станков.
    Подвести учащихся к пониманию, что для производительной и качественной обработки древесины необходимо знать способы подготовки к работе деревообрабатывающих станков, уметь устанавливать режущий инструмент и проверять на точность наладку станка.
    На основе усвоенных знаний учащиеся должны строго соблюдать правила техники безопасности и уметь по внешним признакам дефектов обработки определять их причины и знать способы их предупреждения и исправления.
    В свою очередь это положительно влияет на формирование у учащихся ответственного отношения к труду и профессиональной самостоятельности.

    Место темы в курсе технологии столярных работ


    В условиях современного развития мебельно-деревообрабатывающего производства трудно переоценить значение материала темы в деле подготовки будущих квалифицированных столяров. Именно поэтому все последующие темы курса прямо или косвенно связаны с темой «Деревообрабатывающие станки и работа на них».
    По содержанию и разнообразию изучаемых деревообрабатывающих станков тему можно отнести к одной из сложных. Однако интерес подростков к технике, увлечение техническим творчеством, велосипедом, мотоциклом, систематические наблюдения за работой на деревообрабатывающих станках учащихся старших курсов способствуют успешному овладению материалом.
    К этому времени на уроках технологии учащиеся уже изучил основы теории резания древесины, операции по обработке древесины ручными или электрифицированными инструментами и основные столярные соединения. А на уроках производственного обучения овладели приемами и способами их выполнения.
    Следовательно, можно отметить, что учащиеся подготовлены к изучению материала темы всем ходом предшествующего учебно-воспитательного процесса.

    Примерная система уроков по теме


    1-2. Общие сведения о деревообрабатывающих станках. 3-4. Круглопильные станки для поперечного раскроя. 5. Круглопильные станки для продольного раскроя. 6. Лабораторно-практическая работа «Определение режимов резания и производительности круглопильных станков». 7. Ленточнопильные станки. 8. Лабораторно-практическая работа «Определение режимов пиления и производительности круглопильных станков». 9-10. Фуговальные станки. 11-12. Рейсмусовые и продольно-фрезерные четырехсторонние строгальные станки. 13. Лабораторно-практическая работа «Определение режимов фрезерования и производительности строгальных станков». 14-15. Сверлильно-пазовальные станки. 16-17. Фрезерные станки с нижним расположением шпинделя. 18. Фрезерные станки карусельные и копировальные. 19. Лабораторно-практическая работа «Определение режимов фрезерования и производительности фрезерных станков». 20-21. Рамные шипорезные станки. 22. Ящичные шипорезные станки. 23. Лабораторно-практическая работа «Определение режимов резания и производительности шипорезных станков». 24-26. Шлифовальные станки. 27. Токарные станки.

    Уроки 1-2. Общие сведения о деревообрабатывающих станках


    Основные вопросы. 1. Краткая характеристика современного уровня деревообработки. 2. Понятие о деревообрабатывающем станке. 3. Классификация деревообрабатывающих станков. 4. Система условных обозначений. 5. Элементы деревообрабатывающих станков.


    В начале урока учащиеся должны восстановить в памяти знания по основам теории резания древесины (на каких свойствах древесины основано деление механической обработки на группы? Объяснить на примере продольного пиления древесины лучковой пилой, какие силы действуют на зуб-резец пилы).
    Обобщив ответы учащихся, преподаватель переходит к изложению нового материала. Рассказывает о современных деревообрабатывающих станках (полуавтоматических и автоматических), об автоматических и полуавтоматических станочных линиях (на примере базового предприятия). Подчеркивает, что успехи деревообрабатывающей промышленности обусловлены достижениями машиностроения. Современные деревообрабатывающие станки характеризуются большими скоростями резания (20-60 м/с) и высокой частотой вращения рабочих шпинделей (3000-30000 об/мин).
    На конкретных примерах характеризует производительность и качество обработки древесины на станках и предлагает учащимся сравнить их с производительностью и качеством обработки при ручном способе обработки. Подчеркивает, что квалифицированные рабочие должны в совершенстве знать конструкцию станков и режущих инструментов, уметь подготовить и наладить станок, своевременно устранить возможные неполадки в его работе, владеть рациональными приемами работ, основанными на знании свойств обрабатываемых материалов и процессов резания, соблюдать правила техники безопасности.
    Затем преподаватель объясняет принцип классификации станков, используя плакаты (по методу обработки древесины резанием, характеру относительного перемещения обрабатываемой заготовки и режущего инструмента, степени механизации и т.д.), и знакомит с их индексацией. С основными техническими данными любого станка можно познакомиться по его паспорту.
    Демонстрируя модель и плакат станка Ц6-2, познакомить учащихся с назначением, основными и вспомогательными элементами деревообрабатывающих станков. Подчеркнуть, что в устройстве деревообрабатывающих станков есть много общего, поэтому знание основных и вспомогательных элементов одного станка облегчит изучение конструкций других станков.

    Вопросы и задания


    1. Какими показателями характеризуются современные деревообрабатывающие станки? 2. Каковы принципы классификации и индексации деревообрабатывающих станков? 3. Какие станки обозначены индексами ЦПА-40, ЦМЭ-3 и ТС-3? 4. Каковы назначение и устройство привода и механизма подачи в конструкции станка? 5. Каковы назначение и устройство станины, рабочего стола и механизма привода? 6. Охарактеризуйте назначение всех основных конструктивных элементов в конструкции станка. 7. В механической мастерской понаблюдайте за приемами работ на круглопильных станках для продольного раскроя.

    Урок 5. Круглопильные станки для продольного пиления


    Основные вопросы. 1. Классификация круглопильных станков. 2. Модели станков и их назначение. 3. Устройство станков (основные и вспомогательные элементы, кинематические схемы). 4. Техническая характеристика станков. 5. Правила эксплуатации станков. 6. Приемы работы на станках и правила техники безопасности. 7. Производительность станков.


    Урок можно начать с рассказа об опыте работы на круглопильных станках передовиков производства базового предприятия. Внимание учащихся обращается на то, что глубокие теоретические знания и совершенные приемы работ в сочетании с применением набора приспособлений дают возможность добиваться больших успехов в работе. Это поможет учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
    Демонстрируя поочередно плакаты с изображением станков разных моделей и кадры диафильма, преподаватель не только сам объясняет материал, но и предлагает посильные вопросы учащимся.
    Просмотрев плакаты и кадры диафильма «Наладка деревообрабатывающих станков», учащиеся должны ответить, как делятся круглопильные станки на группы по назначению, какое место занимает в общей схеме технологического процесса изготовления столярных изделий стадия раскроя пиломатериала и из каких операций она состоит. Обычно учащиеся на основе знаний о пилении древесины вручную правильно отвечают на эти вопросы.
    Осмотрев плакаты с изображением станков Ц6-2, ЦДКЧ-2 и модель станка Ц-6, учащиеся определяют вид подачи пиломатериалов на эти станки и расположение пильного вала. Целесообразно предложить им прочитать необходимый материал по учебнику «Деревообрабатывающие станки и работа на них» и просмотреть кадры из диафильма «Механическая обработка древесины и станочное оборудование» о станке ЦДК4-2. После этого они смогут ответить на основные вопросы плана урока по станку ЦДК4-2.
    Показав учащимся диски плоской и строгальной пил, преподаватель предлагает определить, чем они отличаются (внешнее отличие этих пил учащиеся обычно определяют правильно), затем уточняет их ответы и объясняет геометрию пильных зубьев.
    Знакомит учащихся с современными моделями круглопильных прирезных станков ЦДК-5, ЦДК5-1, ЦМР-2, иллюстрируя рассказ плакатами. Подробно объясняет устройство и кинематическую схему станка ЦДК-5, сравнивая его со станком ЦДК4-2.
    Подчеркивает преимущества многопильных станков с гусеничной подачей: однопильные станки, обеспечивающие хорошую прямолинейность реза, имеют недостаток - необходимость возвращения и многократного прохода заготовок, что снижает производительность труда. Аналогично учащиеся изучают станки ЦДК5-1, ЦДК-5 и ЦМР-2. Затем целесообразно предложить им составить и решить задачу на определение производительности станков для продольного раскроя.

    Вопросы и задания


    1. Сравнить по назначению и конструкции станки ЦДК4-2 и Ц-6. 2. Чем отличаются механизмы подачи и резания станков ЦДК-5 и ЦДК4-2? 3. Объясните наиболее рациональные приемы работ на станке ЦДК-5. 4. Какие факторы влияют на производительность станка ЦДК4-2? 5. Чем отличаются по назначению и конструкции станки ЦДК5-1 от ЦДК-5? 6. Сравните устройство механизмов подачи и резания станков ЦДК5-1 и ЦМР-2. 7. Назовите основные показатели технической характеристики станков ЦДК5-1 и ЦДК-5. 8. Каковы правила эксплуатации круглопильных станков для продольного пиления? 9. Какие предосторожности необходимо соблюдать при работе на круглопильных станках для продольной распиловки?

    Урок 6. Лабораторно-практическая работа «Определение режимов резания и производительности станков»


    Цель работы. Сформировать у учащихся умения и навыки пользоваться формулами и таблицами для определения оптимального режима работы и производительности станков.

    Учебные пособия. Таблица классов шероховатости поверхности при различных видах обработки древесины на станках, ГОСТ 7016-75. Плакаты с техническими характеристиками станков.


    Учащиеся должны знать формулы для определения частоты вращения рабочего вала, скорости резания древесины, скорости подачи древесины на режущий инструмент и производительности станков.
    Работу следует организовать так, чтобы в результате ее выполнения они не только закрепили в памяти формулы, но и научились применять их для решения конкретных задач, связанных с работой станков, и разобрались, как те или иные факторы влияют на выбор режимов резания, производительность станков и какова взаимозависимость этих факторов.
    Преподавателю необходимо разработать несколько вариантов (желательно для каждого учащегося) карточек-заданий. В задании кроме задачи на определение частоты вращения рабочего вала скорости резания и подачи, производительности станка рекомендуется дать схему станка. Основные детали и сборочные единицы станка на схеме обозначить цифрами. Учащийся должен назвать эти детали и сборочные единицы и рассказать об их назначении. Рекомендуется следующая примерная по форме и содержанию карточка-задание:

    1. Назовите модель изображенного на схеме станка (рис. 6), его сборочные единицы и детали и укажите их назначение.

    Тема 5
    Рис. 6. Схема прирезного станка ЦДК-4 с гусеничной подачей:
    1 - стол, 2 – гусеничная цепь, 3 – кожух, 4 – подпружиненные ролики, 5 – пила, 6 – маховичок, 7 – электродвигатель, 8 – маховичок для установки по высоте прижимного устройства, 9 – направляющая линейка, 10 – рукоятка, 11 – барабан, 12 – редуктор, 13 – цепная передача, 14 - звездочка
    2. Определите частоту вращения рабочего вала круглопильного станка, если частота вращения двигателя 3000 об/мин; диаметр ведущего шкива d1=150, ведомого d2=100 мм.
    3. Зная частоту вращения рабочего вала, определите скорость резания, если диаметр пилы d=400 мм.
    4. Определите скорость подачи на круглопильном станке, если число зубьев пилы Z=40, подача на один зуб Uz=0,2 мм, класс шероховатости поверхности 5 (частота вращения рабочего вала получена по условиям п. 2).
    5. Определите сменную производительность (в штуках заготовок) круглопильного станка для продольного пиления, используя данные, полученные по предыдущим пунктам задания, а также следующие данные: коэффициенты использования машинного времени 0,9 и рабочего 0,8; длина заготовок 1-1,2 м, среднее число резов.при раскрое одной заготовки m=1,5, продолжительность смены Tсм=420 мин.

    Указания по составлению отчета


    1. Результаты работы записать в таблицу по следующей форме:


    2. Ответить на вопросы: как увеличить частоту вращения рабочего вала; как влияет на скорость резания размер диаметра пилы; какая зависимость между скоростью подачи и шероховатостью обработанной поверхности; за счет чего можно увеличить производительность станка.

    Уроки 9-10. Фуговальные станки


    Основные вопросы. 1. Классификация строгальных станков. Модели, назначение, конструкции. 2. Технические характеристики. 3. Приемы работ и правила техники безопасности. 4. Правила технической эксплуатации. 5. Производительность станков.


    Демонстрируя специально подобранную заготовку с четко видимыми волнами на пласти, оставшимися после обработки вращающимся резцом, предложить учащимся определить, на каком станке ее обрабатывали. Опираясь на опыт обработки древесины.электрорубанком и на основе наблюдений за работой в механической мастерской училища, они правильно отвечают - на фуговальном станке.
    Почему обработка поверхности фрезерованием получалась грубой? На этот вопрос учащиеся не могут ответить, тогда преподаватель ставит перед ними познавательную задачу и сообщает основные вопросы плана урока.
    Показывая чистовые заготовки на ножки табурета, просит определить, какими ручными инструментами и в какой последовательности их обрабатывали. Обычно учащиеся правильно называют последовательность и виды выполняемых операций обработки ручным способом. Преподаватель, используя плакаты фуговальных станков и кадры диафильма «Механическая обработка древесины и станочное оборудование», объясняет, на каких фуговальных станках целесообразно обрабатывать заготовки, и знакомит с классификацией строгальных станков по назначению.
    По плакату и макету станка СФ6 предложить учащимся по аналогии с круглопильными станками определить, из каких основных и вспомогательных элементов он состоит.
    Затем учащиеся должны рассказать, как обрабатывают заготовки на делянки щита крышки табурета. Преподаватель обобщает их ответы, отмечает, что при обработке на станке заготовку укладывают вогнутой поверхностью вниз на передний стол и обрабатывают с помощью прижимной колодки: сначала выравнивают за два-три прохода пласть, а затем кромки.
    На конкретных примерах объясняет правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе на фуговальных станках с ручной подачей.
    Показывает плакаты с изображением станков СФ6 и С2Ф4-1 и предлагает учащимся сравнить их устройство. Обычно они правильно подмечают отличительную особенность станка С2Ф4-1 – наличие второго вертикального шпинделя. Преподаватель дополняет их ответы, указывая на различие в конструкции и назначении горизонтального ножевого вала и вертикальной ножевой головки, и подчеркивает, что такие станки обычно оборудуют автоматической подачей. Для наглядности полезно показать кинофрагмент из фильма «Деревообрабатывающие станки», а затем предложить учащимся подумать, чем отличаются правила эксплуатации фуговальных станков и круглопильных. В заключение преподаватель уточняет особенности эксплуатации фуговальных станков.
    Демонстрируя ножевой вал и ножи, объясняет возможные причины дефектов строгания и способы их предупреждения, а затем с помощью формулы для определения сменной производительности фуговальных станков анализирует факторы, влияющие на производительность.

    Вопросы и задания


    1. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при фуговании коротких и тонких заготовок (длиной до 400 и толщиной до 30 мм)? 2. Каковы назначение и устройство станины, рабочего стола, механизма привода и ножевого вала? 3. Сравните назначение и конструкцию станков СФ6 и С2Ф4-1. 4. Какие приемы работы наиболее целесообразны при работе на станке СФ6? 5. Какие факторы и в какой степени влияют на производительность станка С2Ф4-1. 6. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при фрезеровании заготовок на станке С2Ф4-1? 7. Каковы основные показатели технической характеристики станка СФ6 и какова производительность станка? 8. Какие факторы влияют на качество и точность обработанных поверхностей на станке СФ6? 9. Чем отличаются правила техники безопасности при строгании одинаковых заготовок на станках СФ6 и С2Ф4-1?

    Урок 17. Экскурсия «Фрезерные станки с нижним расположением шпинделя»


    Цель экскурсии. Изучить назначение, конструкцию, технические характеристики станков ФЛ и ФС и безопасные приемы работы на них. В ходе экскурсии приучать учащихся правильно вести наблюдения и систематизировать их.

    Материалы и инструменты. Набор деталей с профильно обработанными кромками (с отобранной калевкой, фальцем, шпунтом, гребнем, с калевкой по криволинейному контуру); набор фрез (насадные - цельные, составные и сборные; концевые - цельные и составные); паспорта станков ФЛ и ФС.


    Экскурсию целесообразно провести в начале изучения темы «Фрезерные станки». Подготовка экскурсии заключается в том, что преподаватель вместе с мастером производственного обучения заранее в механической мастерской училища или в цехе предприятия выбирают фрезерные станки, которые следует показать.
    За несколько дней до проведения экскурсии преподаватель сообщает учащимся время ее проведения, цель и план экскурсии, дает индивидуальные и коллективные задания для наблюдений: осмотреть фрезерный станок, сравнить его устройство с устройством фуговального станка, определить, из каких основных конструктивных сборочных единиц он состоит и др.
    Преподаватель обращает внимание учащихся на рабочий шпиндель фрезерных станков, имеющий обычно шпиндельную насадку, которую вставляют в конусное гнездо шпинделя. Показывает насадные и концевые фрезы, объясняет их конструкцию, назначение и способы крепления на рабочем шпинделе.
    Разбор способов фрезерования начинает с показа приемов фрезерования прямолинейных и криволинейных деталей. По ходу демонстрации приемов работы на фрезерных станках обращает внимание на необходимость строго соблюдать правила техники безопасности. Учащиеся должны усвоить, что прямолинейные детали фрезеруют по направляющей линейке, а криволинейные - по упорному кольцу с помощью шаблонов с зажимным устройством.
    Далее на примере конкретных обработанных деталей рассматривают требования, предъявляемые к точности и чистоте обработки. Преподаватель подчеркивает, что точность достигается правильной наладкой станка и выбором фрезы по профилю, а чистота обработки - увеличением скорости резания и правильной заточкой фрез.
    На основе увиденного учащиеся должны ответить, какие факторы влияют на производительность фрезерного станка. Подводя итоги их ответов, следует отметить, что на скорость подачи влияют порода древесины, размер деталей и глубина фрезерования.

    План экскурсии


    1. Осмотреть станок ФЛ, по паспорту установить его модель, место и дату изготовления. На основе осмотра деталей, обработанных на станке, определить его назначение. 2. Внимательно осмотреть станок и определить, из каких основных конструктивных сборочных единиц он состоит. 3. Осмотреть набор фрез, установить их назначение, конструкцию и способы крепления на рабочем валу. 4. Изучить основные данные технической характеристики станка. 5. Понаблюдать за приемами работы учащихся старших курсов при фрезеровании прямолинейных и криволинейных деталей (установить, какие детали обрабатывают по линейке, а какие - по упорному кольцу). 6. Осмотреть обработанные на фрезерном станке детали и установить, от каких факторов зависят точность и чистота их обработки. 7. Выяснить, какие факторы влияют на производительность фрезерного станка. 8. Осмотреть станок ФС и сравнить его устройство с конструкцией станка ФЛ. 9. Осмотреть устройство автоподачи станка ФС. 10. Составить задачу на определение производительности за смену одного из станков.

    Указания по составлению отчета


    1. Записать модели осмотренных станков, дату и место их изготовления. 2. Определить назначение фрезерных станков. 3. Назвать основные конструктивные сборочные единицы фрезерного станка (ФЛ или ФС). 4. Записать название фрез, назначение каждой из них и способ крепления на рабочем валу. 5. Переписать из учебника основные данные технических характеристик станков ФЛ и ФС. 6. Описать приемы работ на фрезерных станках при обработке деталей по линейке и упорному кольцу. 7. Записать формулу для определения производительности фрезерных станков, условия составленной вами задачи на определение производительности фрезерного станка и решить эту задачу. 8. Описать конструкцию автоподачи станка ФС и объяснить, как влияет автоподача на безопасность и производительность труда. 9. Как подразделяют фрезерные станки по способу подачи?

    Урок 21. Экскурсия «Рамные шипорезные станки»


    Цель экскурсии. Изучить назначение, конструкцию, технические характеристики станков Ш015Г-5 и ШД10-3 и безопасные приемы работы на них. Пробудить у учащихся интерес к изучению станков и приучить их вести точные наблюдения за работой станков и обобщать эти наблюдения.

    Образцы и инструменты. Две детали (одна с выработанным на конце одинарным прямым шипом, а вторая - проушиной); набор режущего инструмента (круглая дисковая пила, проушечный диск, две шипорезные головки): паспорт станка Ш015Г-5.


    Вместе с учащимися по паспорту и этикетке на станке Ш015Г-5 расшифровать его индексацию - установить группу и номер модели.
    Показать деталь с выработанным на одном конце одинарным прямым шипом и деталь с проушиной, обработанные на станке Ш015Г-5, и определить назначение станка. Сложить вместе обе детали и показать, что кроме зарезания шипов и выборки проушин на этих станках может производиться и форматная торцовка деталей.
    Задать вопрос, можно ли обработать и вторые стороны этих деталей на этом станке. Подчеркнуть, что для выработки шипа или проушины на другом конце детали выполняют второй проход.
    Затем учащиеся осматривают станок и пытаются определить, из каких конструктивных сборочных единиц он состоит. При этом преподаватель обращает их внимание на механизмы резания и подачи. Показывает расположение режущих инструментов на станке и называет их. Демонстрируя набор режущего инструмента, объясняет назначение каждого и показывает обработанные детали.
    Показывает способы крепления режущего инструмента и настройки станка по эталону-образцу, приемы настройки пильного диска (вращением винта механизма подъема пильный вал устанавливают по высоте), проушечного диска и шипорезных головок (поворотом винтов механизма горизонтального и вертикального перемещения суппортов), а также приемы установки прижимов механизма подачи в зависимости от толщины заготовки.
    Изучение механизма резания и механизма подачи целесообразно закончить пробной обработкой заготовок. Демонстрируя обработанные заготовки, преподаватель объясняет, какие требования предъявляются к точности и качеству обработки.
    Станок ШД10-3 учащиеся осматривают самостоятельно и сравнивают его со станком Ш015Г-5. Самостоятельная работа завершается краткой беседой. Назначение, устройство, приемы наладки и работы станка ШД10-3 следует изучать в том же порядке, что и станка Ш015Г-5.
    Во время экскурсий учащимся целесообразно больше давать самостоятельных заданий. План экскурсии и порядок составления отчета аналогичны приведенным для экскурсии по фрезерным станкам.
    Просмотров: 596 | Добавил: fdrielf | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0